Порода лошадей Шайр

Традиционно такие понятия, как «рыцарство» и «рыцарь», связаны с Англией и Францией, и лишь потом вспоминают о Германии, Испании, Италии… Неудивительно: рыцарское сословие возникло ещё у древних франков в VIII веке как результат перехода от народного пешего войска (что-то типа ополчения) к конному войску вассалов. С завоеванием Англии норманнами в 1066 году рыцарство возникло и на Британских островах. Естественно, что первые лошади-тяжеловозы появились именно в этих странах.

Порода лошадей Шайр

Сначала они не различались по породам и имели одно общее название: во Франции – «дестриэ», или «дестриер» (офранцуженное латинское слово «dextarius» — «правосторонний», по всей видимости, обозначавшее положение оруженосца рядом с боевым конём рыцаря), а в Англии – «Great Horse» («большая лошадь»). Одно время считалось, что их вес мог составлять от 800 кг. до одной тонны при росте 175-200 см., однако в последнее время эти данные подвергаются обоснованному сомнению. Главным отличием этих лошадей от обычных аборигенных была способность к мощному спринту с места. Всадник, находившийся на ней, мог опрокинуть десятерых пехотинцев, стоявших друг за другом. Однако на этом все достоинства первых тяжеловозов и заканчивались: совокупный вес конских доспехов и всадника не позволял им совершать прыжки и приводил к быстрой утомляемости, в результате чего с усовершенствованием оружия и появления новых видов вооружения тяжёлая рыцарская кавалерия несла огромные потери в бесконечных войнах Средневековья. Из-за этого значение дестриеров, а вместе с ними и рыцарей как воинского сословия, стало постепенно падать, рыцарство стало исчезать, и для лошадей-тяжеловесов наступили иные, более мирные времена, наполненные другими заботами. С ними начали проводить селекционную работу, и со временем во Франции эти средневековые четвероногие богатыри превратились в першеронов, а в Англии – в шайров.

«Туманное» рождение породы

Принято считать, что порода шайр появилась в XVIII веке, когда ту самую «Great Horse», переименованную в «английскую вороную», начали планомерно скрещивать с фландрскими, фризскими, а затем и с аборигенными английскими лошадьми. Цель при этом преследовалась следующая: создать идеальную боевую, а затем фермерскую лошадь, которая, с одной стороны, была бы свободна от недостатков, присущих средневековым дестриерам, а с другой, сохранила бы в себе положительные характеристики боевого коня и улучшила бы их. Существует ещё одна версия появления шайров: будто их предок, английская вороная лошадь, появился в результате скрещивания фландрских и фламандских жеребцов с аборигенными кобылами, и лишь после целенаправленного отбора наиболее выносливых экземпляров получившийся вид назвали «шайрской породой». Как оно было на самом деле, сказать сейчас крайне сложно, поскольку студбук шайров появился только в 1878 году. Путаницы добавляет и неразбериха с названиями. Так, многие историки приписывают авторство термина «английская вороная лошадь» («English black») самому Оливеру Кромвелю, который, как известно, жил в XVII столетии, но тут же добавляют, что так называли лошадей фризской породы, чрезвычайно распространённой в английской армии. С другой стороны, ряд источников утверждает, что название «английская вороная» (или «староанглийская») использовалось непосредственно для обозначения шайров наряду с такими, как «великая, или большая лошадь» (уже известное нам словосочетание «Great Horse»), «военная лошадь» и «линкольнширский гигант». В общем-то, такая путаница не вызывает удивления, если вспомнить, что мы имеем дело с породой, чья родина давным-давно носит название «Туманный Альбион»…

В XIX столетии все эти «туманные» названия уступили место термину «английская упряжная лошадь». И лишь в 1884 году за породой было закреплено короткое ёмкое слово «шайр», в котором, кстати, отразилась роль аборигенных лошадей в её формировании: в переводе с английского слово «shire» означает «графство», или «местность», и знакомо нам в произношении окончания «шир» (например, «Хоббитшир»…). Порода с большим успехом разводилась на всей территории Британских островов, и в зависимости от места разведения внутри неё формировались некоторые различия, в основном касающиеся масти и впоследствии зафиксированные как породные. В настоящее время за шайрами признано четыре типа масти – вороная, гнедая, рыжая и серая. Имелись и некоторые особенности в конституции: например, шайры Линкольншира и Кембриджа были костисты и имели большую оброслость щёток, а шайры Йоркшира и Ланкашира имели сухое телосложение и считались более выносливыми.

Как уже отмечалось, в 1878 году был заведён студбук шайрской породы, в котором её родоначальником назывался жеребец по кличке Пэкингтон Блайнд (1755—1770). К сожалению, история не в состоянии ответить на вопрос, был ли этот конь на самом деле слепым, как зафиксировано в его кличке, или это фигура речи, поэтому относительно официально зарегистрированного «предка всех шайров мира» можно лишь строить различные догадки. В 1890 году студбук был закрыт, и с этого времени в него заносились лишь жеребята, рождённые от зарегистрированных в нём особей.

Первоначально шайров использовали в сельском хозяйстве для тяжёлых работ: несмотря на успехи промышленного переворота и изменения в укладе английской деревни, потребность в тяжеловозах не только не уменьшалась, но и росла. В XVIII веке в истории вида произошло весьма значимое событие: английский заводчик-селекционер Роберт Бэйквилл (1725—1795)скрестил лестерширских шайров с фризскими лошадьми, в результате чего шайрская порода стала более подвижной и гибкой, при этом ничуть не потеряв в массивности. Успех был таким, что одно время выведенный им вид называли не иначе как «бейквеллская ворона», намекая тем самым на его приоритетную масть.

«Шайрский» рассвет

Без преувеличения можно сказать, что XIX век стал расцветом для шайров. Помимо сельского хозяйства, их, как и першеронов во Франции, использовали в транспортной сфере, затем – в промышленности, на железных дорогах, в портовых доках и в армии. Их популярность была столь велика, что представителя данного вида даже изобразили на почтовой марке стоимостью в 9 фунтов. Типичный шайр XIX века выглядел так:

1.средний рост – 1,66-1,76 м., встречались также особи высотой 1,85 м., вес – 1200 кг.
2.длинная мускулистая шея.
3.большая, грубо вылепленная голова со слегка выпуклым («римским») профилем.
4.бочковидный корпус.
5.низкая холка.
6.мощные ноги с прочными копытами.

Порода лошадей Шайр

Из свойств характера, присущих шайрам старого времени, можно назвать необыкновенную покладистость и послушание. Эти качества дошли и до нашего времени.

В 1836 году о них узнали в Америке, а через 50 лет, в 1886 году, состоялся первый массовый завоз английских шайров в США. Буквально через год американцы, впечатлённые этой породой, завезли ещё четыре сотни лошадей. Они были столь популярны, что на некоторое время даже потеснили своих французских коллег-соперников першеронов. Примерно в это же время порода шайр появилась и в России, где, в частности, сыграла немалую роль в формировании и становлении российских тяжеловесных лошадей.

Шайрам принадлежит несколько рекордов по грузоподъёмности, установленных ими в 20-х годах ХХ века, и титул «самой высокой лошади в истории», которого был удостоен жеребец по кличке Самсон, в четыре года переименованный в Мамонта. В этом возрасте он достигал 2 м. 190 см. высоты и весил 1520 кг., что даже сейчас остаётся пока недостижимым пределом.

В 1878 году было создано Общество шайрской лошади, опекавшееся королевской семьёй. Известно, что с 1886 по 1889 года его возглавлял не кто-нибудь, а сам принц Уэльский Альберт, будущий король Эдуард VII (1841—1910). В Америке не стали медлить, и 28 апреля 1885 года была основана Американская ассоциация шайров, официально зарегистрированная 21 мая того же года.

Английское общество, имевшее привилегированный статус, просуществовало до 30-х годов ХХ столетия, когда тяжеловозов стала вытеснять тяжёлая техника. В 50-60 годах в английском коневодстве, как и в других странах, разразился кризис, вызванный невостребованностью и полным вытеснением лошадей из привычных сфер деятельности. Порода оказалась на грани исчезновения – например, за все 50-е годы было зарегистрировано всего лишь 25 чистокровных шайров, что было почти катастрофой. Лишь благодаря усилиям нескольких энтузиастов она была спасена и со временем стала возвращать себе былую популярность и востребованность. Так, в 1985 году только в США был зарегистрирован 121 шайр, а к концу 80-х годов по всему миру ежегодно регистрировалось более четырёх сотен новорожденных чистопородных жеребят. Одновременно возобновилась деятельность и Общества шайрской лошади, которое всячески её популяризировало и даже учредило премии для жеребцов по результатам ежегодных выставок.

Шайры сегодня

В наше время шайры используются в пивоваренной отрасли в стилизованной под средневековье упряжки, возящей по городским улицам бочки с пивом – как рекламу и для транспортировки продукта. Одно время подобное – правда, с першеронами российского производства, – можно было видеть и в Санкт-Петербурге. Кроме этого, шайров часто можно увидеть на соревнованиях по вспашке земель и по силе тяги, на выставках, а также на праздничных ярмарках и в различных шоу. Используют их и для селекции с другими видами с целью создания племенных упряжных лошадей. Велик спрос на шайров и за границей, где их также используют и как улучшателей местных пород, и в различных сферах деятельности. По последним данным, более сотни лошадей этой породы ежегодно экспортируются из Англии в различные уголки планеты. Существуют ассоциации шайрской лошади не только в США и Англии, но и в Германии, Франции, Канаде, Нидерландах. Всё это вызывает уверенность в будущем этого во многом уникального и исторического вида.

Сегодняшний шайр мало чем отличается от своего предка, которому когда-то нашлось место на английской почтовой марке, и выглядит так:

1.мощные, пропорциональные, почти одинаковые части тела, особенно грудь, спина и крестец.
2.разномастность (об этом признаке мы уже упоминали).
3.лысина на голове и белые чулки-фризы на ногах, иногда на одних задних – последствие скрещивания шайров с клейсдалями, проводившееся в 50-х годах ХХ века.
4.средний рост 165-180, иногда 185 см. в холке, вес – от одной до полутора тонн.
5.большая голова с широким лбом.
6.ровная короткая шея, плавно перетекающая в короткую и сильную спину.
7.высоко посаженный хвост.
8.белые отметины на ногах.

Существует большое количество типов породы, пригодных для самых разных целей. Есть шайры, которые годны только для езды шагом, есть такие, которых используют и для плуга, и для упряжи. Из всех типов наибольшей популярностью, как отмечается многими специалистами, пользуется шайр-горс (или кэрт-горс) – помесь голландских жеребцов и английских кобыл. В некотором роде его можно назвать «многофункциональной лошадью-тяжеловозом».

Порода лошадей Шайр

По-прежнему ведётся племенная книга, построенная по трёхступенчатому принципу. Основной раздел посвящён чистокровным животным, подраздел «А» – жеребятам, рождённым от зарегистрированного жеребца и незарегистрированной кобылы, а подраздел «В» – для потомства, полученного от спаривания кобылы из подраздела «А» с конём из основного раздела. Интересно отметить, что жеребята от кобылы из подраздела «В» и жеребца из основного раздела считаются чистокровным. Попасть шайру-жеребёнку в племенную книгу своей породы не так-то просто: отцовство следует подтвердить тестом на кровь или ДНК-анализом, и только потом принимается решение, куда именно следует записать новорожденного.

Отличительной особенностью породы является её требовательность к корму. Он должен быть обильным и включать в себя не только концентраты, но и сено, и траву, причём чуть ли не в равных долях. Помимо этого, за шайром необходим тщательный и внимательный уход. Только при этих условиях порода проявит себя с наилучшей стороны.

Любой специалист-ипполог, высоко отозвавшись о шайрах, не преминет отметить некоторые их недостатки – например, сильную фризость ног, не всегда достаточную приземистость и сырость. Парадокс, но фризость у шайров появилась как раз в результате стремления избавиться от ещё одного породного недостатка, изрядно им досаждавшего в своё время – проблемы с мокрецами. Но если учесть, что селекционная работа с видом ведётся по-прежнему, можно надеяться, что со временем исчезнет даже то, что сегодня считается его недостатком. К тому же особи, у которых это наблюдается, ценятся намного ниже, а это всегда – хороший стимул для совершенствования.

Заключение

Строго говоря, история шайров намного более запутана, чем об этом рассказано нами. Есть свидетельства, что ещё на рубеже XII-XIII веков приснопамятный король Джон, брат знаменитого Ричарда Львиное Сердце, издал указ о ввозе в Англию флемишских жеребят (сейчас они известны как голландские). Многие историки полагают, что именно эти подросшие жеребята и есть та самая «Great Horse», которая стала родоначальницей шайрской породы. Есть также сведения, что одно время, в XVI веке, был запрещён ввоз на Британские острова взрослых лошадей и жеребят высокого роста, поскольку уже тогда шла бурная работа над совершенствованием боевой рыцарской лошади-тяжеловоза, которую стремились вывести в чистоте. В то же время этим сведениям противоречит факт появления в Англии лошадей-фламандцев, фландрцев и фризов, также сыгравших немалую роль в становлении данного вида. Впрочем, так ли уж важны все эти подробности, интересные, пожалуй, лишь заядлым фанатам да узкому кругу специалистов? Для нас, обычных почитателей красоты во всём её проявлении, важней другое: порода шайр – одна из древнейших тяжелоупряжных пород – никуда не исчезла и продолжает радовать наш глаз и согревать наше сердце своим существованием, а значит, красоты в мире пока ещё меньше не стало. И чтобы вы смогли разделить с нами эту радость, мы предлагаем посмотреть ещё несколько фото, на которых запечатлены представители этой интереснейшей и замечательной во всех отношениях породы.

Порода лошадей Шайр

Порода лошадей Шайр

Источник: agrarii.com