Алисенов нашел неисправимые «пробелы» в законопроекте об отмене НДФЛ для россиян

В Госдуме предложили отменить НДФЛ для россиян с низкими доходами – до 24,2 тысячи рублей. Насколько жизнеспособна такая инициатива, разбиралось ФБА «Экономика сегодня».

Алисенов нашел неисправимые "пробелы" в законопроекте об отмене НДФЛ для россиян

Ряд депутатов внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, предлагающий поправки в статью 217 Налогового кодекса РФ и в закон «О минимальном размере оплаты труда». Инициатива подразумевает отмену подоходного налога в 13% для россиян, чей ежемесячный доход ниже двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). С 1 января 2020 года МРОТ в России составляет 12 130 рублей в месяц. Соответственно, налог не будет взиматься с россиян, зарабатывающих меньше 24 260 рублей.

Авторами выступили глава думского Комитета по труду и соцполитике Ярослав Нилов, вице-спикер ГД Игорь Лебедев и ряд их коллег из ЛДПР. Они считают, что принятие законопроекта будет стимулировать потребление в стране, а также позволит сократить социальные расходы государства. Мера, по их мнению, позволит дать существенный толчок экономическому росту за счет увеличения покупательной способности населения и окажет реальную поддержку гражданам.

«Согласно парламентским регламентам, перед внесением законопроекта в Госдуму авторы обязаны получить заключение правительства по своей инициативе, — рассказал ФБА „Экономика сегодня“ председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. – Что мы и сделали – оценка кабинета министров нашей инициативе дана, и законопроект внесен в полном соответствии с установленными процедурами. Реакция правительства, к сожалению, отрицательная.

Впрочем, мы знаем прецеденты, когда при подобной позиции кабмина законопроекты в том или ином виде принимались. Да, определенная часть бюджета при отказе от налогов с части граждан выпадает, но она так или иначе возвращается в бюджет, когда граждане будут делать покупки со своих повысившихся зарплат. Мы бы хотели перейти на полноценную прогрессивную шкалу налогообложения, но пока ее нет, готовы и на отмену налогов определенной категории россиян».

Законопроект изначально создает проблемы

Авторы документа приводят зарубежный опыт: во многих странах НДФЛ имеет нулевую ставку, если доход гражданина не дотягивает до определенной суммы. Например, в Германии налог не взимается с граждан, чей годовой доход менее 8820 евро на человека (то есть 17 640 евро для супружеской пары). В пересчете на рубли это составляет 51 450 рублей в месяц, говорится в пояснительной записке.

Алисенов нашел неисправимые "пробелы" в законопроекте об отмене НДФЛ для россиян

Однако инициаторы не смогли представить в сопроводительных материалах необходимые расходы (точнее, объем недополученных бюджетом РФ доходов) на реализацию законопроекта. Это «в настоящее время определить невозможно» ввиду отсутствия точных данных о количестве граждан с зарплатой ниже двух МРОТ, указали депутаты. Впрочем, по их оценке, не всем регионам потребуется компенсация выпадающих доходов от НДФЛ из федерального бюджета.

«Крайне сомнительно, что в предложенном виде законопроект ЛДПР может быть принят, так как закладывает серьезную проблему, — комментирует доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС, эксперт по системам налогообложения Алисен Алисенов. – С 2016 года сборы от НДФЛ в полном объеме направляются в региональные бюджеты. А выпадающие налоги с одной категории граждан всегда нужно компенсировать повышенными сборами с другой, более обеспеченной. У столь крупных городов, как Москва или Петербург, число обеспеченных людей достаточно, чтобы перекрыть выпадение.

Но в регионах столько людей с высокими доходами нет. Более того, законопроект не предлагает их найти и обложить повышенной ставкой. В то же время он практически лишит поступлений от НДФЛ многие регионы, где зарплата в 24 тысячи считается хорошей. Выходит, почти все граждане перестанут платить сбор в 13%, и региональные бюджеты рухнут. Именно на это и указало своей отрицательной экспертизой правительство».

Прогрессивная шкала по-новому

В России политики разного уровня не впервые выступают за введение прогрессивной системы налогообложения. Она подразумевает, что чем выше доходы отдельного гражданина, тем больший процент от них он платит государству. В Китае в свое время разрыв между бедными и богатыми был столь велик, что существовала семиступенчатая система сбора НДФЛ, с улучшением ситуации в экономике КНР перешла на пятиступенчатую.

Алисенов нашел неисправимые "пробелы" в законопроекте об отмене НДФЛ для россиян

В России с 1998 до 2000 года тоже действовала прогрессивная система сбора налога на доходы – трехступенчатая. Доходы до 50 тысяч рублей облагались по ставке 12%. До 150 тысяч нужно было платить 6 тысяч рублей налогов и 20% с суммы, превышающей 50 тысяч рублей. С доходов от 150 тысяч налог составлял 26 тысяч и 30% с суммы сверх 150 тысяч рублей. В 2001 году у подоходного налога появилось современное название НДФЛ, а ставка стала единой для всех, плоской — 13%.

«Большинство стран живут по прогрессивной шкале – она считается справедливой. И абсолютно понятно, что в РФ нельзя возвращать тот порядок, что действовал в 1998—2000 годах – тогда практически все граждане попадали под  вторую и третью, то есть максимальные статьи сбора налога. Это нивелирует сам смысл „прогрессивки“ – чтобы богатые платили больше, чем люди со средним доходом, бедные – и вовсе условный минимум.

В РФ попытки ввести пяти- или семиступенчатую систему наталкивались на противодействие как раз самой богатой категории населения. Кроме того, принято оперировать аргументом: если налоги дифференцировать, то олигархи станут стремительно уводить „в тень“ свои доходы, и государство при этом неизбежно потеряет. Да, такую систему сложнее администрировать, но это уже вопросы к фискальным и силовым структурам.

Рано или поздно Россия придет к введению прогрессивной системы

налогообложения. Но перед этим полумеры, вроде инициативы ЛДПР, едва ли могут быть реализованы. Просто потому, что они ничем финансово не подкреплены», — заключает Алисен Алисенов.

Источник: rueconomics.ru